Борьба с БелАЭС довела Литву до политической шизофрении

Литва продолжает импортировать белорусское электричество, нарушая свое антиостровецкое законодательство.

Борьба с БелАЭС довела Литву до политической шизофрении

Литва начинает новый «раунд» борьбы с Белорусской атомной электростанцией (БелАЭС). Рига, Вильнюс и Таллин по ее инициативе тоже возобновят переговоры по общей методологии торговли электричеством с третьими странами. Литовских политиков не волнует, что единственный метод оградиться от продукции БелАЭС — это быстро разорвать энергокольцо БРЭЛЛ. Бойкот островецкого «атомного монстра» довел республику Прибалтики до политической шизофрении, поскольку теперь она признает невозможность организовать эффективную блокаду БелАЭС и все равно пытается сделать это.

Стоит отметить, что Энергетическая политика Литвы никогда не отличалась прагматизмом, однако в последнее время вовсе утратила связь с реальностью, что наглядно демонстрируют недавние высказывания представителей Вильнюса. Например, Дайнюс Крейвис, министр энергетики, пожаловался еврокамиссару Кадри Симсон на «неуступчивость соседей-латышей».

Литва продолжает импортировать белорусское электричество, нарушая свое антиостровецкое законодательство. Оператор системы передачи электроэнергии Litgrid Рокас Масюлис тоже считает, что корень проблемы — это торговля белорусской электроэнергией в соседней стране.

Изощренную схему закупок белорусского электричества на латвийской бирже внедрило предыдущее правительство. Например, бывший министр энергетики Жигимантас Вайчюнас доказывал, что Вильнюс таким образом сумеет выполнять требования антиостровецкого законодательства. Оппозиционных консерваторов такой подход не устраивал, и они добивались его отставки. Самым важным заявлением Масюлиса можно назвать фразу о «перемычках с Белоруссией».

«Ситуация складывается по причине того, что у нас есть перемычки с Белоруссией. А если кто-то на других рынках закупает эту электроэнергию, то через эти перемычки она поступает. Пока синхронизация не состоялась, эта электроэнергия тем или иным образом будет поступать», — сказал он.

Другими словами, он признал, что блокада БелАЭС сегодня лишена смысла. В ноябре 2020 года об этом говорил советник президента Литвы по вопросам окружающей среды и инфраструктуры Ярослав Неверович, также об этом предупреждала Инга Жилене, глава литовского Государственного совета по регулированию энергетики (ГСРЭ).

Пример Литвы показал, что случается, когда депутаты принимают законы, которые заведомо невыполнимы, однако правительство консерваторов пошло еще дальше, признав невозможность блокады БелАЭС и пытаясь при этом ее организовать.